Содержание:
Кривцова С.В. Приветствие главного редактора
ТЕМА НОМЕРА – К 105-ЛЕТИЮ В. ФРАНКЛА
Уколова Е.М., Шумский В.Б. Виктор Франкл: творческое наследие на фоне культуры
Лэнгле А. Концепция смысла В. Франкла – вклад в психотерапию (продолжение)
Баранников А.С. Духовная (персональная) депривация. Феноменологическое содержание, антропологический фон, последствия
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Локтионова А.В. Как передается счастье: экзистенциальное значение образа Деда Мороза для персонального мира ребенка
Мардоян С.А. Быстрое «излечение» и долгая терапия
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Корякина Ю.М. Адаптация опросника экзистенциальных мотиваций «ТЭМ» (Тест экзистенциальных мотиваций) А. Лэнгле, П. Экхард
Петрова Г.А. Характеристики экзистенциальной исполненности в клинической и популяционной (студенческой) выборках
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС GLE-INTERNATIONAL В ВЕНЕ (30.04–02.05.2010)
Ефимова И.Н., Кривцова С.В. Международный конгресс GLE-International: «В контакте с жизнью: эмоции в экзистенциально-аналитической терапии и консультировании»
Лэнгле А. Чувства – пробужденная жизнь. Обоснование и практика экзистенциально-аналитической теории эмоций
Кривцова С.В., Осипова Т.И. Феномен жадности у детей пяти–семи лет
Публикации российских учеников А. Лэнгле
Сведения об авторах и членах редакционного совета
Краткое содержание статей номера
Уколова Е.М., Шумский В.Б.
Виктор Франкл: творческое наследие на фоне культуры
В 2010 году исполняется 105 лет со дня рождения Виктора Франкла. Его вклад в культуру до настоящего времени остается не достаточно оцененным. В статье прослеживается становление философско-психологической концепции В. Франкла на фоне кризиса западной культуры XX века. Показывается, что в учении о духовном бытии человека и поиске человеком смысла содержится мощный импульс к выходу из кризиса.
Баранников А.С.
Духовная (персональная) депривация. Феноменологическое содержание, антропологический фон, последствия
В. Франкл обратил внимание на значение духовного измерения для жизни человека. Однако понятие «депривация» возникло и развивалось вне рамок экзистенциального направления психологии и психотерапии. Оно отражает недополучение ребенком или взрослым человеком необходимых для развития и жизни условий. Современный экзистенциальный анализ обращает внимание на значение духовного измерения человека. Феноменологические наблюдения и антропологические разработки этого направления позволяют сформировать определенную позицию и собственные подходы к изучению проблемы духовной депривации. В работе исследуется феноменологическая картина переживания при духовной депривации, дается ее определение, рассматриваются ее последствия и особенности помощи с позиций современного экзистенциального анализа.
Локтионова А.В.
Как передается счастье: экзистенциальное значение образа Деда Мороза для персонального мира ребенка
В статье дается феноменологическое описание переживаний волшебства, исполнения желаний и защищенности, которые возникают у ребенка в связи с новогодним праздником и встречей с Дедом Морозом. Фигура Деда Мороза рассматривается как олицетворение персонального отношения взрослого к ребенку.
Петрова Г.А.
Характеристики экзистенциальной исполненности в клинической и популяционной (студенческой) выборках
В данной статье описываются результаты эмпирического исследования экзистенциальной исполненности у пациентов с расстройствами аффективного спектра. Обсуждаются возможности использования Шкалы экзистенции в исследовании эмоциональных нарушений и важность учета характеристик экзистенциальной исполненности при эмоциональных нарушениях. В качестве контрольной группы испытуемых рассматривается выборка из студенческой популяции.
Кривцова С.В., Осипова Т.И.
Феномен жадности у детей пяти-семи лет
У детей пяти-семилетнего возраста появляются новые переживания по отношению к сверстникам. Уступчивость и равнодушие четырехлеток сменяется агрессивностью, обидчивостью, завистью и жадностью. У большинства детей этот острый конфликтный период проходит без последствий и сменяется к семи годам вполне социабельными чувствами: дети умеют не только сострадать, но даже радоваться успехам сверстника. Однако у части детей негативные переживания фиксируются и продолжают определять их взаимоотношения с окружающими. В проведенном нами квазиэкспериментальном исследовании моделируются ситуации, в которых может появиться феномен жадности, однако он возникает не у всех детей выборки.
В статье феномен жадности рассматривается с позиций концепции развития самоценности А. Лэнгле, указываются факторы, влияющие на появление этого феномена.