Это анализ экзистенции, как гласит само это определение – условий, которые позволяют прийти к экзистенции. Анализ того, что необходимо, чтобы прийти к настоящей, исполненной жизни. Что нам нужно для того, чтобы реально быть здесь, мочь реально быть здесь? Экзистенция означает быть здесь. И, конечно, у экзистенции есть предпосылки – условия, которые позволяют нам в большей или меньшей степени быть здесь, более полно или менее. В противном случае мы можем провалиться в пустоту или экзистенциальный вакуум, как это назвал Виктор Франкл. Экзистенциальный анализ описывает эти условия - описывает, как благодаря феноменологическому исследованию, обнаруживается, что существует четыре измерения, которые являются основополагающими для экзистенции, подобно четырем ножкам стола. Отношения с миром это одна ножка стола. Отношения с жизнью это вторая ножка стола. Отношения с собой, бытие самим собой – это третья ножка. Отношения с превосходящим контекстом, будущим и смыслом – это четвертая ножка стола. Итак, экзистенциальный анализ описывает работу с такой структурой экзистенции. Все эти естественные измерения экзистенции могут привести к негативному исходу и привести к различным психопатологиям, разным формам страдания.
Экзистенциальный анализ это подход, основанный на экзистенциальной психологии и экзистенциальной философии. Экзистенциальная философия и психология ставят в центр человеческое бытие в аспекте его свободы. Это человеческое бытие это бытие, которое может принимать решение относительно своей жизни. Этот факт должен быть принят во внимание и стать центральным, чтобы прийти к исполненной жизни. Говоря иными словами, является наша жизнь счастливой, исполненной или нет, в наибольшей степени зависит от нас самих. Мы призваны обойтись со всем этим – с депрессией, которая случается, с окружающими обстоятельствами, с которыми я должен справиться. Каждый должен обойтись с самим собой, с другими, с экономической ситуацией, и принимать решения – ответственные решения – и оставаться собой в самом центре всех этих вызовов. Это специфическая задача человеческого бытия, и это послание экзистенциального анализа. Мы фокусируем внимание на человеческой способности, которая помогает нам, которая делает нас способными прийти к исполненной жизни, хорошей жизни – к жизни, у которой есть ее качество. И даже если у нас нет времени, мы не должны просто реагировать, потому что мы создаем стиль своей жизни, мы формируем свой день, самих себя, свои отношения, мы инвестируем себя в жизнь, говорим о трудностях, мы концентрируемся на ценностях – уделяем время для того, чтобы пережить их, насладиться ими. И все это, в первую очередь, зависит от нас самих. Качество собственной жизни это задача, решение которой всегда зависит от нашей ответственности. Это точка зрения экзистенциальной философии и экзистенциальной психологии. Большинство знает Ирвина Ялома. Он написал фундаментальную книгу об экзистенциальной психотерапии в 1980 годах. И, конечно же, нельзя не упомянуть Виктора Франкла, который посвятил свою жизнь экзистенциальной психологии и экзистенциальной психотерапии. Виктор Франкл назвал свое направление, свой подход логотерапией, потому что Франкл делал акцент на наполненном смыслом аспекте жизни. Философы называют смысл логосом. Поэтому логотерапия Виктора Франкла означает терапию поиском смысла, путем нахождения смысла, с помощью работы над этим отысканием смысла, сконцентрированной на осмысленности – возможной осмысленности жизни отдельного человека. Мы рассматриваем логотерапию в рамках более широкого основания экзистенциального анализа. Логотерапия формирует только одну ножку стола – четвертую ножку, имеющую отношение к четвертому измерению, к контексту, в котором мы находимся – жизнь, направленная к будущему, которая является основой для нахождения смысла.
Экзистенциальный анализ – это анализ того, что необходимо, чтобы прийти к исполненной экзистенции, центрированный на антропологии, которая видит, что человеческое бытие может быть в своей сущности свободно и ответственно за свою свободу.
Современный экзистенциальный анализ формулирует эту концепцию одной фразой, которая звучит так: экзистенциальный анализ это метод, который старается помочь человеку жить с внутренним согласием по отношению к тому, что он делает. Это подразумевает, что мы находим внутреннее «Да» по отношению к своим действиям, что мы стараемся делать только те вещи, по отношению к которым у нас есть внутренне согласие – внутреннее «Да». Если я делаю что-то, с чем я не согласен, что не гармонизируется со мной, что не в согласии со мной, что не резонирует во мне – тогда я реально не живу в своей жизни. В этом утверждении, одобрении, согласии с тем, что мы делаем, содержится центральный пункт, благодаря которому мы реализуем свою волю, мы реализуем свою свободу, мы реализуем свою ответственность. Если мы отнесемся к этому по-настоящему серьезно и посмотрим на ощущение соотнесенности, взглянем на чувство внутренней согласованности – внутреннего «Да», которое является судьбоносным «Да», имеющим значение для моей судьбы, тогда это внутренне согласование, соотнесенность не может быть просто мыслью. Мыслительный процесс , безусловно, должен быть включен туда, но базисом для внутреннего согласия является эмоция. Это судьба. Она приходит изнутри сама собой. Мы должны оставить это свободным. Мы должны дать этому случиться внутри нас. Мы должны позволить этому говорить самому по себе. Тогда мы основываемся на экзистенциальной доле. И когда мы двигаемся на основе экзистенциальной доли, у нас самые лучшие условия, в наличии все предпосылки для исполненной жизни. С этой отданностью, с этой открытостью к внутреннему согласию и с этой решительностью выполнять то, с чем мы согласны, и отодвигая все остальные ситуации, насколько возможно. Такой способ, разумеется, должен быть натренирован. С такой установкой и методом мы получаем награду. В качестве вознаграждения у нас появляется содержание собственной жизни – внутренняя исполненность. Внутренняя исполненность невозможна без жизни с внутренним согласием. Вот почему это настолько центральный элемент, и он может быть привнесен только мной. Никто не может дать внутреннее согласие за меня.
Экзистенциальный анализ располагает специфическим методом для работы, который называется феноменология. Феноменология это особый способ извлечения информации из реальности. Он отделен от зрения, от обычного восприятия реальности, он направлен в сторону от нее, чтобы сфокусироваться на том, что существенно. Феноменология это предельный метод и предельная установка открытости, которая «приносит нас на берег» сущностного в ситуации, показывающего себя. Существенно то, что реально имеет значение. То есть, мы не смотрим на своего клиента или пациента, или, например, на депрессию повседневным взглядом, какой у нас бывает по дороге на парковку, чтобы найти свою машину, сесть в нее и уехать. Там мы имеем дело с повседневным восприятием реальности. Мы воспринимаем все таким, как оно есть, принимаем его таким, как оно дано. Мы принимаем все как бытие. Мы воспринимаем его, как ясную, не подвергаемую сомнению реальность. В феноменологии мы смотрим на то, как вещи затрагивают меня, как они предстают мне, что приходит ко мне, что впечатляет меня – мы смотрим на впечатление. Мы смотрим на то, что содержится в этом впечатлении, и, в особенности, на движения и прикосновения. Когда мы смотрим на депрессию феноменологически, первым делом мы смотрим на описание, а затем мы смотрим глубже, на феноменологию.
Речь идет об экзистенциальном анализе третьей Венской школы, потому что в мире существует несколько «экзистенциальных анализов» с одним и тем же названием. Они все ассимилированы в общем поле экзистенциальной психологии, но у них также есть различия. Идея четырех фундаментальных измерений имеется только в экзистенциальном анализе Виктора Франкла и его дальнейшем развитии в нашей версии. Лондонская ветвь экзистенциального анализа в большей степени основана на философии Сартра и антипсихиатрическом движении. Мы – психиатры, и также используем в своей работе медицинские и психиатрические знания. Таким образом, экзистенциальный анализ третьей Венской школы использует феноменологию Мартина Хайдеггера, она пришла оттуда. Итак, мы смотрим на феноменологию. На симптомы, на своих клиентов и пациентов мы смотрим феноменологическим взглядом. Используемая в этом способе особая открытость позволяет нам дать себя затронуть персонально. Благодаря этому, мы получаем то, что является существенным. Но в этой установке у нас возникает специфическое восприятие. И мы видим специфические структуры , потому что этот взгляд открывает для нас горизонт, который, конечно же, очень субъективен, но и очень эмпиричен вместе с тем. Это ясная и понятная психология, в отличие от объясняющей психологии.
Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ) и психоанализ являются объясняющими подходами, в то время как гуманистическая психология это понимающая психология. Карл Ясперс сделал различие между понимающей и объясняющей психологией. Объясняющая психология подводит к описанию причин и следствий. Понимающая психология делает основной фокус на основаниях, ценностях, которые формируют почву для решений и поведения. Итак, объясняющая психология ближе к естественнонаучному взгляду, а понимающая – ближе к искусству и литературе, поскольку она не использует детерминистских элементов и не соотносится с ними. Но они, несомненно, также присутствуют в нашей жизни. Действительно, нам нужны оба взгляда – и объясняющий, и понимающий, но фокус в каждом из них разный. Нам ценно посмотреть на депрессию с этой точки зрения – с феноменологической позиции – которая является основным инструментом в экзистенциальном анализе.
Экзистенциальный анализ базируется в Вене. Здесь он был разработан, тут проводится обучение. Также он получил распространение во многих странах по всему земному шару: Австрии, Германии, Швейцарии, в Польше и России; в Латвии, в Лондоне, в Северной Америке – в Канаде и в Мексике, в Южной Америке – в Чили и Аргентине – и еще в нескольких странах. Экзистенциальный анализ также достаточно широко распространенное направление в Австрии. Оно занимает второе место по значимости среди австрийских институтов за последние годы.
Вот то, что касается ЭА – экзистенциального анализа и его специфического взгляда на то, что экзистенция имеет структуру. Обращение с экзистенцией должно привести к тому, чтобы обнаружить Person в ее интимности – Person, которая свободна. И чтобы установить связь с этой свободной Person, нам нужна феноменология, как способ принимать ее в расчет, а также считаться с другими, с ситуацией, давая себя затронуть тому, что происходит.