С 25 по 27 августа в Юрмале (Латвия) состоялся семинар "Психосоматика. Тело и экзистенция", который провели Альфрид Лэнгле и Маркус Ангермайер. В семинаре приняли участие около 130 человек. Это первое мероприятие по экзистенциальному анализу, организованное GLE Baltic. О том, что происходило в эти дни на берегу Балтийского моря, рассказали члены АЭАПП Екатерина Хорошева и Сергей Ишанов.
Екатерина Хорошева
Сергей Ишанов
Семинар проходил в живописном местечке Булдури (Юрмала) с широкими песчаными пляжами, кружащими над морем белыми чайками, завораживающими закатами, восхитительными запахами величавых сосен и морской воды. Невозможно представить более подходящего и аутентичного места для встречи со своей телесностью.
И сразу стала очень понятной и живой метафора Альфрида Лэнгле: «Человек как морской берег — место, где встречаются вода, земля и воздух. Земля как материальная субстанция олицетворяет наше тело, вода как живая субстанция — нашу психику, а воздух как неуловимое и неосязаемое — наш дух (Person). Земля, вода и воздух проникают друг в друга точно также как тело человека пропитано водой психики и воздухом духа, а персональное Бытие являет себя через тело».
Альфрид представил новые теоретические и практические разработки по психосоматике в экзистенциально-аналитической парадигме. В ходе семинара был сделан акцент на важность не инструментального, а феноменологического обращения к телесности, понимания особого языка тела и распознавания телесных сообщений, идущих от Person.
Каждый из трех дней включал в себя теоретическую часть (две лекции Альфрида Лэнгле по 1,5 часа) и практическую (два практических занятия Маркуса Ангермайера по 1,5 часа). Участники семинара смогли на себе попробовать упражнения из телесно-ориентированной терапии и соотнести их с возможностями применения в своей психологической практике.
День первый. Быть в контакте со своим телом
В один из солнечных дней, ощущая теплую зеленую траву под ногами, мы приступили к практическим занятиям, и начало им положила цитата М. Хайдеггера: «Сначала мы должны прыгнуть на землю, на которой уже стоим». Вот этим мы и занимались все три дня, «прыгали на землю, совершая прыжок в Бытие» для того, чтобы обратиться к своей телесности, прийти к контакту с самим собой, яснее ощутить собственное тело, почувствовать его живость, вибрацию и открыться новому телесному опыту.
Увлекательным было то, как Альфрид подводил нас к пониманию ограниченности нашего мышления, сознания и мировоззрения через культурно-историческое развитие человечества.
А. Лэнгле:
«Наше мышление ограничено, так как мы привыкли думать понятиями, и таким образом, мы выставляем границы там, где возможно никаких границ и нет. Такой способ мышления отражает реальность лишь приблизительно. Проблематика мышления становится очевидной на берегу моря, где сходятся вода, воздух и земля. Где граница между водой и землей? Точно неизвестно. Земля на берегу влажная, мокрая. Минералы растворяются в воде. Вода пропитана чем-то, что есть в земле. В воздухе есть что-то от земли и воды, также и в воде есть воздух. Тут много обоюдности, взаимопроникновения.
Нам же приходится разграничивать, чтобы мы могли вообще думать. И только через очки категорий мы можем заглянуть сами в себя. Поэтому мышление так привычно делит психосоматику на сому и психику, но проживаю ли я это разделение? Где я в чистом виде тело? Где я в чистом виде психика или в чистом виде Person (дух, духовная личность)? Не являюсь ли я всем всегда одновременно? Поэтому тема психосоматики трудная, и она затрагивает глубокие вопросы познания. В силу образа нашего мышления мы пытаемся разделить то, что неотделимо одно от другого, а чистой сепарации не существует, как на берегу моря границы иллюзорны.
Сознание является артефактом нашей культуры. Главенствующая роль сознания в нашей культуре способствовала искоренению мистики, развитию науки и техники и определяла способы психотерапевтического лечения со времен З. Фрейда. Но важно то, что в каждом переживании человек телесно воспринимает мир гораздо глубже и шире, чем может это осознать.
Мировоззрение, сформированное под влиянием западной философии и религии, отражает инструментальное отношение к телу. Мы живем в представлениях о том, что тело не связано с психикой, что чувство не может жить в теле в виде симптома. Отстраненная позиция к собственному телу не позволяет распознавать его сигналы. И когда болит голова, человек не обращает внимания на эмоциональное напряжение, он просто принимает таблетку. Очевидно, что телесное страдание знает о человеке гораздо больше, оно воспринимает сигналы извне и изнутри, и даже те, которые не попадают в его сознание».
На практической части семинара, с упражнениями Маркуса, начинали звучать новые аккорды в экзистенциальном анализе – психологическая работа обращается к телу и непосредственно задействует его в терапии. Большая часть занятий была связана с дыханием, чтобы получить хорошую связь с телом. В целом смысл телесных практик в консультировании заключается не в том, чтобы обязательно быть телесно-ориентированным терапевтом, но именно помогать консультанту и клиенту находиться в контакте со своим телом.
День второй. Психосоматика – процесс мультифакторный
По отношению к собственному телу человек, как отметил Альфрид Лэнгле, проживает двойственность, которая отражена в том, что, с одной стороны, человек является телом, а с другой, он имеет тело. Благодаря сознанию, мы можем превращать свое тело в объект наблюдения за телесными ощущениями и чувствами. И непростой задачей является удержание баланса между объектным и субъектным отношением к собственному телу.
В ходе теоретической лекции А. Лэнгле подчеркнул, что важен феноменологический подход к работе с психосоматическими трудностями, нельзя проводить однозначные параллели между телесным симптомом и психическими проблемами. Однако феноменология тела может подсказать нам определенные темы в зависимости от психосоматических трудностей.
С позиции феноменологического восприятия телесности Альфрид описал каждую из четырех фундаментальных мотиваций через тело и эмоциональное переживание. Первая фундаментальная мотивация телесно отражена в дыхательной системе, основное эмоциональное переживание: свобода и пространство. Если человек может дышать свободно, у него достаточно пространства в мире, и он может свободно в нем жить. Вторая фундаментальная мотивация телесно отражена в сердечно-сосудистой системе, основное эмоциональное переживание: тепло, любовь, близость, связанность с другими. Третья фундаментальная мотивация телесно отражена в пищеварительной системе, лице, иммунной системе, репродуктивной системе. Основное эмоциональное переживание: чередование открытости/присвоение чужого, которое становится собственным и отграничение/защита собственных границ. Четвертая фундаментальная мотивация телесно отражена в опорно-двигательной системе, основное эмоциональное переживание: течение, движение, крепкая связанность с бытием в мире.
Также Альфрид уделил внимание истории психосоматики. Раньше было «семь священных коров психосоматики»:
- бронхиальная астма;
- язва желудка и двенадцатиперстной кишки;
- колиты;
- циррозы, тиреотоксикоз;
- нейродермит;
- эссенциальная гипертония;
- ревматоидный артрит.
Сегодня считается, что язва, например, в 70% случаев вызывается определенными бактериями. Очень много авторов ушли от термина психосоматического расстройства. Есть общее понимание, что все болезни имеют психическую составляющую, которая проявляется главным образом в момент ухудшения состояния. Получается круг: заболел — тревога — отстранение — запускается стресс — заболел.
«Важно понимать, что психосоматический процесс — мультифакторный. Было бы слишком просто и неправильно считать, что только психическая проблема запускает развитие психосоматических симптомов — это устаревший взгляд на психосоматику. В настоящее время выявлены и другие факторы, такие как генетический, культурологический, психосоциальный, которые необходимо учитывать, и осознавать, что мы подвержены многоплановому влиянию», — отметил А. Лэнгле.
День третий. Тело и способность «читать» чувства
Третий день был посвящен пониманию появления психосоматических заболеваний, особенностям восприятия психотерапевтом телесного симптома, соотношению психосоматического нарушения с проживанием/не проживанием фундаментальных мотиваций, работе с психосоматическими пациентами.
Серьезное влияние на развитие психосоматических расстройств оказывает единовременный дефицит/блокада на уровне второй и третьей фундаментальных мотиваций вследствие чего у человека возникает неспособность воспринимать свои чувства (алекситимия).
А. Лэнгле
«Алекситимия – неспособность «читать» собственные чувства. У клиентов с психосоматическими трудностями не развито восприятие своих чувств. Жесткая осанка, меньше жестикуляции, меньше мимики. <…> Это внутренне редуцированная жизнь. У них могут быть короткие взрывы аффектов. Это указывает, что они есть, но по большей части они под «бетонной плитой». И эти аффективные прорывы не всегда понятые, т.е. эти взрывы не соотнесены с реальной ситуацией. Это как молния, короткие разгрузки. <…> Все время связь с тем, что я могу сделать. Или куда-то в сторону цели, ее осмыслений. <…> Они не научились соотноситься с самими собой. Они даже не знают, что имеют в виду, когда говорят: «Как Вы себя чувствуете?». Они отвечают: «Это не важно». <…> Их фантазии редуцированы, вся внутренняя жизнь сжата. В своем мышлении они экстраверты. Они потеряли себя во внутренней жизни и «Я» живет только во внешнем, и в ориентировании, в стремлении на цель. И тут рядом всплывает тело: «ты что-то упускаешь, что-то тут не так».
Альфрид привел феноменологическое описание психосоматических пациентов, объяснил, почему они не обладают выраженными депрессивными или истерическими чертами, отчего депрессия проживается в теле, а не на психическом уровне, и кроме того, каким образом поглощение истерических проявлений депрессивными приводит к нестандартной форме расстройства.
Хочется завершить обзор семинара цитатой Ф. Аквинского «Душа придает форму телу». Тем самым происходящее в душе получает телесное выражение, и возникающие психосоматические симптомы сигналят о том, что «ты себя не замечаешь, ты не живешь своей жизнью». И тогда важны пауза и покой, в котором телесные ощущения и чувства получат возможность войти в наше восприятие.
P.S. Семинар оставил что-то очень теплое, глубокое, личное, но одновременно и развивающее профессиональные качества. Большая благодарность GLE Baltic и лично Алене Якуб: организованные экскурсии по Риге и гала-ужин на семинаре расширили границы в плане неформального общения, знакомства с Латвией. Огромное спасибо ведущим и всем участникам семинара, благодаря совместной практике возникло ощущение общности.
Юрмала. Море. Психосоматика. Это было гармоничное сочетание =)
Для оформления текста использованы фотографии Светланы Камаловой, Екатерины Хорошевой, Маркуса Ангермайера.